Музей-усадьба «Архангельское»

«Бывали ли вы в Архангельском? — Ежели нет, поезжайте...» — так писал А. И. Герцен после посещения усадьбы в 1833 г.

Создание дворцово-паркового ансамбля Архангельского относится к 80-м годам XVIII века — времени расцвета усадебного строительства в Подмосковье. Именно тогда недалеко от Москвы, где в течение ряда столетий строились только добротные деревянные помещичьи дома, стали появляться великолепные дворцы и парки в европейском стиле. Московские вельможи, стараясь не отставать от Петербурга, вокруг которого еще в начале XVIII в. росли великолепные резиденции, строили в окрестностях старой столицы блестящие парадные усадьбы.

Усадьба Архангельское, расположенная на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах северо-западнее столицы, занимает совершенно исключительное место среди многочисленных подмосковных усадеб. Здесь садово-парковое искусство сочетается с превосходной архитектурой и искусным декоративным оформлением внутренних помещений. Знатоки мирового искусства нисколько не преувеличивают: усадьба дает верное представление о самых роскошных римских виллах и даже о французских замках с террасами, зелеными лужайками, стрижеными аллеями, многочисленными мраморными статуями.

Усадьба, на протяжении двух веков принадлежавшая самым состоятельным семействам российского дворянства — с 1703 по 1810 гг. — князьям Голицыным, а с 1810 по 1917 гг. — князьям Юсуповым, осталась единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем. До наших дней Архангельское сохранило все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов она концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII—XIX вв.

Овальный зал

Среди парадных апартаментов — двусветный Овальный зал. Он предназначался для приемов и торжеств. Восемь парных колонн из желтоватого искусственного мрамора пышного римско-коринфского ордера соответственно повторяются пилястрами и, уходя вверх, поддерживают огражденные легкой балюстрадой хоры, где размещались музыканты. Грациозен и легок лепной декор карниза. Простенки между пилястрами заполнены зеркалами, оправленными в рамы золоченого дерева.

Здесь же размещены высокие торшеры на одиннадцать свечей в виде треножников. Высокий купол потолка, расписанный кессонами золотистого цвета, завершается живописным плафоном с изображением возносящихся на Олимп Амура и Психеи кисти Н.де Куртейля.

Общностью мотивов орнаментики в росписях, архитектурной обработке, предметах прикладного искусства достигается удивительно целостное восприятие всего интерьера, выдержанного в теплой золотистой гамме. Даже в пасмурные дни зал как бы наполнен светом и теплом. Вечерами зажигалась грандиозная трехъярусная люстра из папье-маше на сто тридцать две свечи.

Огромный ажурный поддон ее декорирован лепными маскаронами, пальметтами. Венчает люстру фигурка богини Ники, стоящей на звездной сфере. В руках богини пальмовая ветвь — символ мира и лавровый венок — награда победителю.

Дополняет убранство зала мебель карельской березы и тополя, обитая золотистым штофом с букетами роз и жасмина. Через стеклянные двери с полуциркульными фрамугами просматриваются уголки парка. По обе стороны Овального зала — большие двери, открывающие анфиладу парадных помещений дворца.

Музей-заповедник «Коломенское» — Колокольня церкви Георгия Победоносца, XVI в

Колокольня — прекрасный и редкий образец колокольного строения на Руси второй четверти XVI столетия.

Есть основания полагать, что строительство Колокольни посвящено Святому Георгию, имя которого было дано брату Ивана Грозного, родившемуся 30 октября 1533 года.

Она была возведена в качестве колокольни при основном Вознесенском соборе и своими линиями подчеркивала стремительность и столпообразность Храма Вознесения Господня.

Скромная по размерам колокольня, также как и церковь Вознесения Господня отличается центричностью и вертикальной устремлённостью форм. Круглая в плане и цилиндрическая в объеме она состоит из 2-х ярусов, причем нижний объем более массивен, в то время как верхний, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Сам колокольный столп членён на 5 осей. Строение завершено маленьким барабанчиком с главкой.

В конце XVII столетия после пристройки к ней здания деревянной Трапезной ансамбль стал называться Храмом Георгия Великомученика, и 5-го февраля 1678 года был освящен.

Колокольня была приспособлена под алтарь церкви (алтарь размещался в нижнем ярусе, в то время как ее верхняя часть сохраняла свое значение звонницы), в связи с чем изменился и архитектурный облик Колокольни: был выстлан деревянный пол, кровля покрыта муравленой черепицей, выложены круглые окна с декором, появились новые дверные проемы для прохода в алтарную часть и для входа на колокольню через крышу пристроенной Трапезной.

В XIX веке деревянная Трапезная была полностью разобрана и выстроена в каменных конструкциях. Колокольня повторно была приспособлена под алтарную часть.

В начале XX века (30-е годы) начинаются реставрационные работы по восстановлению первоначального архитектурного облика Колокольни. Работы проводятся на основании натурных исследований, в ходе которых при снятии слоя позднейшей штукатурки были выявлены элементы интерьера. В результате работ на южном фасаде колокольни было восстановлено сохранившееся окно XVII века с решеткой, восточный портал на северном фасаде был восстановлен без архитектурного обрамления, разобран и переложен парапет над кокошниками первого яруса, сохранен контрольный участок с докомпановкой штукатуркой до полного профиля.

В 1970-е годы реставрация продолжена архитектором Н. Н. Свешниковым. Восстановлены участки кладки с ремонтными вставками, завершена реставрация цоколя, починен свод, вставлены новые оконные и дверные заполнения.

В 2005 году силами специализированной реставрационной организации ООО РПП «Таргет-цель» выполнена научная реставрация памятника. Работы проводились в соответствии с проектом, разработанным головной проектной организацией Министерства культуры РФ — ГУП Центральные научно-реставрационные проектные мастерские.
Как результат — воссоздан исторический облик памятника.
Звоннице возвращена основная функция — воссоздан колокольный звон (подвешены 10 колоколов, обеспечивающих полифонию звучания. Благодаря этому, сейчас в Коломенском можно послушать концерты колокольного звона.

Усадьба «Люблино»

Вид на усадьбуЗемли, на которых расположена усадьба, впервые упоминаются в источниках в конце XVI века. В 80-е годы XVII века ими владела знаменитая фамилия Годуновых, существовавшая в это время усадьба называлась Годуново. Позднее поместье перешло к князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название «Люблино».

В начале XIX в. усадьбу купил богатый московский помещик Н. А. Дурасов (1760—1818) — самый известный из ее владельцев. На территории усадьбы в 1801—1806 гг. известные архитекторы Р. Р. Казаков (1754—1803) и И. В. Еготов (1756—1815) строят дворец в стиле классицизма, оранжерею, театральные здания, служебные постройки.

На берегу пруда, образованного речкой Голядью, был разбит тенистый парк, с многочисленными беседками и павильонами (сегодня еще сохранились элементы регулярной планировки аллей), подстриженными деревьями и кустарником.

При новом владельце Люблино стало излюбленным местом отдыха и развлечений московского дворянства. Здесь проводятся праздники и приемы, даются театральные представления и концерты. На территории усадьбы находится знаменитая на всю Москву оранжерея.

После кончины Н. А. Дурасова, не имевшего прямых наследников, усадьба переходит к его родной сестре Аграфене Алексеевне. При ней прекращается проведение праздников, перестает работать усадебный театр, хотя поддерживается порядок в оранжереях и парке. По традиции москвичи продолжают приезжать сюда, чтобы погулять в парке и в лесу, но прежнего многолюдства уже нет. Затем усадьбой владеют племянница Николая Алексеевича — Аграфена Михайловна Дурасова-Писарева, а в 1852 году — сенатор А. А. Писарев.

В 1860-х годах усадьбу покупает богатый купец К. Н. Голофтеев, который владеет ей вплоть до 1917 года, а сам дом называют «Голофтеевой дачей». Усадебные постройки начинают сдаваться под дачи, кроме того, строятся дачи и в самом парке. В 1866 г. одну из дач снимал Ф. М. Достоевский, где работал над завершением романа «Преступление и наказание».

В 1872 году Голофтеевы приобретают на Политехнической выставке и перевозят в Люблино деревянную церковь «в русском стиле» архитектора Н. А. Шохина и несколько павильонов, которые приспосабливаются под дачи. Церковь Петра и Павла была поставлена недалеко от главного дома, после 1927 года она была закрыта и разграблена. В том же году ее разобрали и перенесли в село Рыжово Егорьевского уезда Московской губернии (ныне территория Рязанской области).

Сразу после Октябрьской революции во Дворце была устроена школа 2-й ступени. Затем ее сменил клуб железнодорожников имени III Интернационала. В 1925 г. Люблино стало городом, во дворце размещалось отделение милиции, остальные усадебные постройки и некоторые конфискованные дачи также занимали городские учреждения. Парк использовался как городской сад, в нем был установлен громкоговоритель, и по праздничным дням играла музыка.

До наших дней частично сохранились усадебные постройки: дом управляющего, флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей, часть здания дворцовой оранжереи, перестроенные здания театра и театральной школы. В отдалении от господского дома имеется группа построек конного двора (конюшня и два флигеля) и сооружения хозяйственного назначения. Все здания построены в стиле зрелого классицизма.

 
© 2007–2017 Музыкальный фестиваль «Корни и Крона».